Из-за режима апартеида ЮАР долгое время была отрезана от остального мира и решала многие вопросы самостоятельно. Отдаленное расположение и изоляция, в том числе и медицинская, способствовала самобытному развитию имплантологии, благодаря чему у специалистов накопился успешный и обширный экспериментальный опыт, которым они теперь могут поделиться со всем миром. К тому же в Йоханнесбурге под руководством Бранемарка был создан научно-исследовательский институт.
Учеба
Упустить возможность приобрести новый опыт, почерпнуть знания и пообщаться с коллегами из других стран я просто не мог, поэтому и решил посетить международный курс, проводимый на базе института Бранемарка*. Трехдневный курс обучения собрал обширную многонациональную группу из США, Великобритании, России и Индии, что подтверждает востребованность и интерес к нему. Русскоязычная группа была сформирована по инициативе Владимира Анатольевича Путь, профессора, руководителя Научного Центра «ИнВосСтом». Докладчики — специалисты с огромным клиническим опытом и научными исследованиями: ортопед Дейл Хаус и хирурги Грег Бойз-Варлей и Андрю Хеттингс. Благодаря многолетним наработкам и практическим рекомендациям курс «Продвинутая Дентальная Имплантация» еще больше расширил представление об имплантации у собравшихся. Интересная деталь — отработка практических навыков осуществлялась с использованием макетов, выполненных с реальных сканов челюстей пациентов — 3D-реконструкция из пластика. Это значительно улучшило образовательный эффект данного курса, максимально приблизив его к реальным условиям. В рамках обучения нам были продемонстрированы имплантационные системы, разработанные в институте Бранемарка, а сегодня широко применяемые во всем мире. Одна из оригинальных разработок специалистов института — онкологические импланты. Они используются для реконструкции обширных дефектов лица у пациентов, перенесших онкологические операции. Еще одна уникальная разработка — система CO-Axis — импланты с измененным углом ортопедической платформы, которые позволяют проще решать проблемы эстетического характера при протезировании на имплантах верхней челюсти. В целом, можно сказать, что представленные практические наработки и имплантационные системы уникальны. А для того чтобы получить более полное представление об этих системах, мы отправились на завод по производству имплантов, расположенный в городе Претория.
*Пер-Ингвар Бранемарк — шведский ученый, врач физиолог, изобретатель, разработчик теории остеоинтеграции и почетный профессор множества университетов мира. В настоящее время живёт и работает в Бразилии, и несмотря на преклонный возраст, принимает активное участие в научных разработках в области дентальной имплантации. По сей день руководит (дистанционно) институтом в ЮАР и несколькими другими институтами в разных странах.
Претория. Завод
Экскурсию по заводу Southern Implants (Южные импланты) для российской группы проводил директор Грэхом Блэкберд. Очень интересная личность, он является изобретателем и разработчиком имплантационных систем. Вся продукция завода, проходящая многоступенчатую проверку, полностью соответствует мировому уровню. На потребительский рынок попадают импланты самого высокого качества, а вопрос утилизации отбракованных имплантов решили креативно: их помещают в стеклянную стену для всеобщего обозрения. Завод выпускает не только дентальные импланты, но и импланты, предназначенные для других костей скелета, в том числе, и межпозвоночных дисков. Все помещения завода оснащены высокотехнологичным оборудованием с программным обеспечением. Есть и имплантационный склад, с виду он напоминает библиотечный архив. Весь завод — это несколько аккуратных невысоких зданий, расположенных на достаточно большой площади в окружении деревьев, клумб, крупных ваз с цветами и фонтаном в центре. После насыщенной экскурсии по заводу завершилась образовательная часть нашей поездки, но впереди нас ждало еще много интересного.
Прогулки
Когда я вылетал в ЮАР, знакомые предостерегали меня и напоминали, что передвигаться по городу нужно очень аккуратно и только в светлое время суток. Вспоминая сейчас все напутствия, могу сказать, что наше путешествие было вполне безопасным. Мы побывали в Йоханнесбурге и Претории. В целом это низкоэтажные города. При знакомстве с ними удивляет большое внимание жителей к вопросам охраны частной собственности. Это выражается в повсеместном ограждении территории колючей проволокой под напряжением или пикообразными плоскими штырями поверх основной конструкции. Стоит отметить, что в ЮАР большинство объектов, например, дороги, находятся в частном владении. Кроме прогулок по городам, организаторы пригласили нас посетить и Йоханнесбургский зоопарк. Его символом является HONEY BADGER — барсук-медоед, иначе говоря, медовый или лысый барсук. Медоед практически всеяден: в его рационе можно встретить как мелких зверей и насекомых, так и растительную пищу. Мне лично он импонирует своим характером: небольших размеров зверек никогда не пасует перед более крупными животными и атакует всех, кто стоит у него не пути. Медоед получил свое прозвище за то, что бесстрашно расправляется с ульями, не боясь жестоких африканских пчел. К слову о животных: быть в Африке и не съездить на сафари — нонсенс. Именно поэтому итоговым мероприятием, помогшим нам впитать экзотическую атмосферу ЮАР, стало незабываемое сафари, которое предложили организаторы.
Сафари
Пятизвездочное сафари поистине дорогое удовольствие, выраженное не в денежном эквиваленте, а в богатых адреналином эмоциях. Стоит отметить, что данное сафари не связано с убийством животных, это экскурсия по заповедным местам, которая позволяет наблюдать за ними в естественной среде обитания.
Сафари-парк Phinda расположен в районе бухты Ричардсона, его восточная граница проходит по берегу Индийского океана. На подъездах к парку нас встретил величественный леопард. Это редкий случай, так как увидеть его достаточно сложно (можно несколько дней безрезультатно кататься по заповеднику в его поисках), а тут… буднично переходит дорогу. Жирафы, слоны, носороги, буйволы и многие другие животные, встреченные на расстоянии 2–3 метров от нас, вызывали бурю разных эмоций. К примеру, бородавочники здесь бродят совершенно свободно и даже заглядывают на взлетную полосу местного аэродрома. А вот кормить животных категорически запрещено как в пределах кемпинга, так и за ним. Звери живут в абсолютно естественных условиях — охотятся, отдыхают… Только в засуху им наполняют водоемы, а все прочее, как говорится, чему природа-мать учила. Дабы не разрушать целостность живой природы, домики (бунгало) очень хорошо замаскированы, именно поэтому на территории лагеря вальяжно разгуливают все животные. Например, обезьяны были постоянными гостями во время завтраков, а бородавочники и антилопы спокойно бродили по территории. Мы находились там три дня, наша программа включала утреннее и ночное сафари на машинах, которые умышленно не оборудованы тентом. Ночью нам посчастливилось увидеть львиную охоту, а ранним утром — наблюдать, как львы завтракают антилопой куду. Вот так три незабываемых дня мы впитывали незнакомую нам экзотику, наблюдали живописные пейзажи и рассветы.
Послесловие
В целом, выбранный нами маршрут позволил познакомиться с Южной Африкой во всем ее многообразии и великолепии. По дороге в аэропорт мы решили помыть руки в Индийском океане. Все были полны впечатлениями от страны, подарившей удивительную красоту нетронутой природы. Слова песни «пускай я никогда не встречал в Африке рассвет…» — теперь это не про нас. На сегодняшний день мы уже встречали рассветы в девственной Южной Африке в период обучения и продвижения к новым горизонтам в области дентальной имплантации.