Путешествуя, мы постоянно углубляем свои знания, каждый раз заново открывая окружающий мир и познавая самих себя. И так приятно, когда долгий путь приводит к по-настоящему значимой цели. Преодолев почти 14 тысяч километров, д.м.н Сергей Едранов, хирург-стоматолог и директор клиники Dr. Edranov, прибыл в США.
Ежегодный Глобальный Форум
Дважды в одну реку не войдешь, – начинает свой рассказ Сергей Едранов, – возвращаясь в место, где ты уже бывал, неизменно испытываешь новые эмоции: меняешься ты сам, меняется жизнь вокруг. Некоторые города обладают особенным даром – удивлять во время каждой поездки. Таков город тысячи лиц – Нью-Йорк.
Повод для очередной поездки выдался более чем значимый – VIII Ежегодный Глобальный Форум по Продвинутой Имплантологии. Это яркое событие мира стоматологической науки каждый раз привлекает врачей со всех концов Старого и Нового Света – России, США, Португалии, Польши и других стран.
В этом году в центре внимания участников Форума были последовательность этапов операции, а также вопросы грамотного планирования и прогнозирования результата имплантационного лечения. Повышенный интерес у аудитории вызвали правильный выбор методик и факторы, влияющие на принятие решений в конкретном клиническом случае. Стоит отметить, что слушатели были отлично подготовлены и активно участвовали во всех обсуждениях наравне с лекторами.
Среди докладчиков поистине великолепной подачей материала выделялся Стефен Чу – доцент кафедры пародонтологии и дентальной имплантологии Стоматологического колледжа Нью-Йоркского университета. Его выступления были посвящены аспектам манипуляций в эстетической зоне и последним разработкам в сфере имплантологии. Стефен работает в одной команде с Денисом Тарновым – светилом международной имплантационной науки. В ходе своего доклада он мимоходом обмолвился, что в родословной Дениса есть русские корни и фигурирует фамилия Тарнадский. Вероятно, поэтому он работает чрезвычайно быстро – словно торнадо.
Музей естествознания
По сложившейся традиции, свободное от лекций время я посвятил прогулкам. Поездки в Нью-Йорк для меня всегда разнообразны не только с точки зрения обучения, но и в контексте культурной программы. Подобно археологу, поэтапно разрабатывающему обширный, богатый пласт земли, я неизменно нахожу здесь для себя что-то новое и ценное.
В этот раз я уделил наиболее пристальное внимание музеям, некоторые из которых уже посещал в предыдущие визиты в Нью-Йорк – например, один из моих любимых – Музей естествознания. Животные, стоящие в центре его экспозиций, выглядят невероятно натуралистично и поражают каждый раз, когда оказываешься в этих стенах. Помимо них моё внимание привлекли ольмекская каменная голова и ритуальные маски. Шутки ради я изучил их зубные ряды и получил наглядное представление об ортодонтических аномалиях, характерных для представителей этой древней мексиканской цивилизации.
Метрополитен
Следующим в моём списке был невероятный Метрополитен, собравший в своих стенах лучшие образцы культуры со всех концов света. Чтобы осмотреть все его экспозиции, экскурсиям нужно посвятить не одну неделю – каждая из них имеет свой неповторимый характер и позволяет прикоснуться к одной из далёких эпох. Переходя из зала в зал, я неизменно поражался проработанности мельчайших деталей в рисунках и статуях людей и животных – сокровищ древних цивилизаций. Профессия врача-стоматолога во многом схожа с ремеслом скульптора, и я прекрасно понимаю, сколько усилий пришлось приложить древнему художнику, чтобы добиться такой потрясающей реалистичности.
Около двух часов я любовался сокровищами Египетского зала. Таблички, сопровождающие экспонаты, и музейный аудиогид ненавязчиво отмечают, что уникальные предметы, представленные здесь, получены в дар от правительства Египта, благодарного за их спасение. Дело в том, что в ходе строительства знаменитой Асуанской плотины древние архитектурные памятники оказались под угрозой затопления. И США охотно согласились взять ценнейшие образцы «на передержку» – так они оказались в нью-йоркском Метрополитене.
Музей Соломона Гуггенхайма
Неоднозначное впечатление производит Музей Гуггенхайма. Оригинальная футуристическая форма и внутренняя структура этого здания – под стать представленным здесь образцам современного искусства. Часть из них производит жутковатое впечатление – например, туфли, «зашитые» в стене под пергаментом. Другие вызывают живой интерес – объёмная надпись, составленная из вбитых в стену гвоздей, или часы со смещённым циферблатом. Третьи же заставляют глубоко задуматься… к таким относится инсталляция на тему археологических раскопок будущего: художник представил на суд зрителя земляной срез с этикетками, фантиками, баночками из-под газировки и прочими «следами современной цивилизации». В своем эпатажном арт-объекте он заключил важный вопрос: что оставит современный человек после себя?
Город контрастов
После окончания форума, в течение которого все вечера были посвящены походам в музеи, я не мог не выделить один день для прогулок по Нью-Йорку. Этот город причудливым образом объединил и смешал самые разные мировые культуры, традиции и языки. Каждый из районов «Большого Яблока» имеет свой неповторимый характер: роскошный Манхэттен, густонаселённый Бруклин, криминальный Бронкс, этнически-разнообразный Квинс, уединённый Статен-Айленд – внутри каждого из них живёт своей жизнью уникальный, самобытный мир.
На юге Бруклина расположилась территория Брайтон-Бич, где прочно обосновались эмигранты из бывшего СССР – «люди-экспонаты» из советского прошлого. Здесь повсюду – русская речь и вывески на русском языке. Некоторые жители Брайтон-Бич неважно говорят по-английски. Более того, иные умудрились прожить в Нью-Йорке более 30 лет, не только не выучив ни слова на чужом языке, но и ни разу не покинув пределов своего квартала. Тут так и говорят: «Мы в Америку не ходим».
Эпилог
По дороге домой я думал о том, что мы, обучаясь, находимся в постоянном поиске новых знаний, средств, методик и, в конце концов, самих себя. Такие «раскопки» далеко не всегда увенчиваются успехом: отыскать что-то по-настоящему ценное – большая удача. В то же время находка, не представляющая интереса для одного, для другого может стать настоящим сокровищем.
Однако не стоит забывать, что практически всё в этом мире быстротечно и преходяще. Мы не только ищем свои артефакты, но и сами являемся творцами того, что вскоре назовут историей. Так успеем ли мы создать нечто действительно значимое? Или всё, что останется на планете после нас, уже представлено в «раскопках» музея Гуггенхайма?