Адрес клиники
Владивосток, Океанский проспект, 48а, каб. 501
По всем вопросам
+7 (423) 296-93-33

Публикации

назад
Право лечить, право учить

По данным https://www.antiplagiat.ru/ уникальность текста на 29.04.2019г. – 100 %

Преемственность поколений – один из факторов непрерывности прогресса, и её невозможно представить без «старшего» – наставника, у которого можно научиться секретам мастерства, перенять философию, уникальный опыт. Найти учителя непросто – это должен быть не только клиницист со стажем, опытный врач, но и человек, владеющий методологией преподавания. Что необходимо, и что крайне важно для получения врачом особого права – быть наставником и учителем? Мы задали эти «неудобные» вопросы человеку, который успешно сочетает клиническую и образовательную деятельность -– доктору медицинских наук, профессору, члену-корреспонденту РАЕН, преподавателю высшей школы, стоматологу-хирургу, челюстно-лицевому хирургу, имплантологу Сергею Сергеевичу Едранову.

 

– Сергей Сергеевич, в какой момент у вас – клинического специалиста – возникает желание передавать знания и опыт коллегам? С чего начинается путь учителя?

– Пожалуй, с накопительного эффекта постоянного самообразования и собственного клинического опыта. Только спустя более 15 лет ежедневной практики, после защиты первой диссертации, когда сформировалась весомая база теоретических и практических знаний и были получены первые доказательства результативности практикуемых мною методик и мануальных навыков в отдаленном периоде, я пришел к выводу, что хочу, могу и имею право ими делиться, то есть выступать с авторскими курсами. Передавая свои знания, ты несёшь ответственность за то, что пропагандируешь, а значит, думаешь далеко наперёд, поэтому сегодня замечаю, как преподавательская деятельность повышает мой профессиональный уровень и положительно отражается на клинических результатах. Постоянный анализ своей клинической практики и обмен практическим опытом с коллегами развивают комплексное видение, обостряют критическое мышление, помогая во многих ситуациях быстро принимать важные и эффективные решения.

 

– Какие требования должны выдвигаться к доктору-лектору?

– В первую очередь, он должен владеть методологией преподавания. Этому необходимо учиться так же, как, например, учатся на архитектора или на дизайнера одежды. Да, нельзя исключать внутреннего посыла, дара, но «школа» обучения должна быть пройдена. Основные методики преподавания должны быть глубоко изучены. За плечами должна быть профессиональная переподготовка по программе «Преподаватель высшей школы». Во-вторых, человек, который чему-то может научить, – это по умолчанию человек опытный. Но что такое опыт? 100, 200 проведённых операций? Казалось бы, да. Но в широком смысле этого термина – нет. Показателем опыта является не количество проведенных операций, а их качество, причём непрерывно совершенствующееся. Для обучения коллег недостаточно фундаментальных теоретических базовых знаний. В том числе нужно владеть новыми методиками и технологиями. Но в то же время у новейших методов и материалов зачастую отсутствуют результаты эффективности действия в долгосрочной перспективе. Поэтому врач, претендующий на образовательную деятельность, должен уметь отфильтровывать зёрна от плевел, не рискуя здоровьем пациентов и собственной репутацией. То есть нужно быть не только грамотным теоретиком, но и придирчивым аналитиком, и постоянно тренировать свой ум: вести научную работу, писать статьи, искать собственные приёмы и техники.

 

– Что вы думаете о врачах-ораторах со стажем до 10 лет?

– В рекламных роликах есть предупреждение: не повторяйте этот трюк, он выполнен профессионалами. Когда мы говорим о молодом специалисте, претендующем на кураторство и наставничество, я сомневаюсь. Есть ли у него тот багаж знаний, который формирует основу профессионализма? Есть ли у него опыт – «сын ошибок трудных»? Извлечены ли из этих ошибок уроки и проанализированы ли они? Как много было прочитано литературы с основами доказательной медицины? Ведь, несмотря на «владение» новейшими методиками и 100 проведённых операций, скорее всего, у него не было сложного пути становления сквозь тернии, не было открытий, которые могут возникать только на тернистом пути. Существенную роль играют и профессиональные достижения – результат колоссального труда и показатель ответственности. Вполне закономерен вопрос: готов ли молодой специалист в полной мере нести ответственность и уверенно сказать: смело повторяйте этот «трюк»? Полагаю, право передавать знания должно быть регламентировано и лицензировано.

 

– Это огромная ответственность – быть доктором и одновременно учителем, наставником…

– В жизни вообще нет «неважных», «неответственных» сфер. Класть кирпичи, водить по морю суда, производить продукты питания – всё требует ответственности. Когда мы говорим о здоровье человека – ответственность невозможно сравнить ни с чем. Пациент – это не поле для экспериментов. Именно высочайшая ответственность находится, на мой взгляд, в основе профессионализма врача и учителя-наставника, и, пожалуй, только при этом условии возможность лечить и учить становится заслуженным правом. Преподаватель в области медицины несет даже большую ответственность, чем доктор, который работает с одним пациентом, так как лектор воздействует на умы «сотен» людей по принципу «делай как я». Ведь именно он делится с людьми своими знаниями, своим опытом.

 

Деятельность человека, наделённого заслуженным правом лечить и учить, может стать «рычагом» и самым сильным мотиватором здоровой конкуренции. Подробнее об этом – в нашем следующем интервью.

По данным https://www.antiplagiat.ru/ уникальность текста на 29.04.2019г. – 100 %

 

Источник: "Конкурент" №16 (1426) 30 апреля - 6 мая 2019 г.
Поделиться статьей
Вконтакте Facebook Twitter
Предыдущая статья
Копилка Мудрости УЦДЕ - Квинтилиан
Следующая статья
Круглый стол: Имплантология
+7 (423) 296-93-33
Записаться на прием