Паронимы – это слова в русском языке, которые звучат настолько похоже, что иногда их значения путают. Эффектность и эффективность – одно вполне может существовать без другого, но наибольшую силу они обретают именно вместе. О том, как эффективно и эффектно выполнять свою работу, мы поговорили с Сергеем Едрановым, д.м.н. и директором клиники Dr. Edranov.
– Сергей Сергеевич, успешная работа стоматологической клиники невозможна без эффективного руководства. Каких принципов вы придерживаетесь в качестве директора?
– В одном из интервью я сравнил клинику с ульем – полноценной, самодостаточной системой. Высокие результаты нашей работы – это капли мёда, каждая из которых добывается тяжёлым трудом. Каждый здесь выполняет собственную роль и выступает как часть одной большой команды, ведь успех лечения зависит от правильного выполнения задач каждым участником процесса. Насколько точный шаблон подготовит ортопед, как хирург проведёт имплантацию, насколько совершенную протезную конструкцию изготовит техник, даже правильно ли ассистент подаст инструменты во время операции и сделает ли фотограф качественные снимки в достаточном количестве – важно всё. Поэтому как руководитель, я требователен к каждой штатной единице клиники, включая самого себя.
– Речь о непрерывном самосовершенствовании?
– Да. Без постоянного развития в нашей сфере невозможна эффективная работа. Чуть ли не ежедневно появляются новые разработки, методики, технологии, и стоять на месте в данном случае – значит, регрессировать. Поэтому я несколько раз в год выезжаю на обучение в ведущих клиниках, институтах и университетах мира.
– Но есть ещё и научная работа. В прошлом году вы защитили докторскую диссертацию. Как это повлияло на вашу работу?
– Как таковая учёная степень – лишь формальность. Хорошие оценки в школе не всегда позволяют выделить самого талантливого и перспективного ученика (да их в дневнике и подрисовать можно!). В конце концов, уровень доктора определяется тем, как он ведёт себя в реальной, сложной клинической ситуации – знает, что делать, или не знает.
Однако трудно спорить с тем, что мышление научного сотрудника натренировано – получением новой информации, извлечением собственных выводов, принятием собственных решений. Здесь стоит вопрос глубины понимания проблемы, широты её восприятия. Для меня же получение докторской степени – это очередной рубеж в научной деятельности, и, надеюсь, далеко не последний.
– Однако у вас есть потребность не только учиться, но и учить. Ведь поэтому был создан Учебный центр доктора Едранова?
– Учиться и учить – это две стороны одной медали. Я глубоко убеждён, что необходимо сохранить в себе внутреннего студента – пытливого, дотошного, увлечённого – наверное, в этом и есть секрет успешного, эффективного обучения. Но, конечно, мало «вариться в собственном соку». Рано или поздно наступает потребность передать свои знания, найти достойных учеников, которые взглянут на твою работу по-новому и откроют для тебя новые грани понимания.
Этой весной я и моя команда в рамках Учебного центра доктора Едранова провели первый трёхдневный авторский курс по дентальной имплантации. В нём приняли участие 13 специалистов из Дальневосточного округа и центральных районов России. Сегодня мы уже готовим доработанный авторский курс, который пройдёт в сентябре, а на следующий год намечен расширенный трёхмодульный курс по дентальной имплантации для тех специалистов, которые установили за свою практику более ста имплантов. Думаю, у нас неплохой потенциал. Во всяком случае, мы обеспечили себе хороший задел на будущее. Учебный центр доктора Едранова пока в самом начале своего пути, но мы делаем всё, чтобы развивать его, расширять сферу деятельности. А результаты будут зависеть от актуальности нашей работы, тематики обучающих программ, степени известности, в конце концов.
– К слову об известности. Сегодня стала заметна тенденция копирования вашего подхода к рекламе. Что есть реклама для вас?
– Реклама – это неотъемлемая часть имиджа, эффектная реклама – это показатель статуса, а эффективная реклама – это искусство. Однако смешно полагать, что только масс-медиа определяют успех. На мой взгляд, реклама должна быть лишь объективным отражением профессионализма врача, а никак не приукрашенной, вылощенной, подогнанной картинкой. Лично для меня реклама – это способ придать эстетическую форму своему самоощущению, высказать свои взгляды.
Что же касается подражания, за этим всегда интересно наблюдать. Примечательно: то, что мы делали несколько лет назад, другие начинают применять только сегодня. Это подтверждает, что мы в своё время выбрали правильный, интересный, эффективный путь.
– В начале этого года клиника Dr. Edranov переехала в новое помещение, что по сути означает расширение бизнеса. И это в нынешней экономической ситуации!
– Вся наша работа максимально ориентирована на пациента, и переезд был интересен нам именно с этой точки зрения. Здесь мы можем предложить более комфортные условия, более удобную транспортную доступность. Кроме того, в новом помещении у нас появилась собственная лаборатория и специальный детский кабинет. А значит, речь идёт, в том числе, и о повышении эффективности нашей работы.
Что же касается экономической обстановки… Я в первую очередь думаю о том, что у нас есть социальные обязательства. Сфера здравоохранения должна продолжать функционировать, несмотря ни на какие экономические обстоятельства. Ведь наша работа – это помощь человеку. Да, многие компании сегодня снижают объёмы производства, сокращают штат. Я же сторонник другой политики и восхищаюсь предприятиями, которые в столь непростое время расширяются и вкладывают ресурсы в развитие своего дела. Наверное, в такие периоды и проявляется наша жизнеспособность, профессионализм и находчивость.
– Без находчивости никуда, ведь в вашей сфере многое представлено импортной продукцией. В условиях изменения курсов валют как вы решили для себя эту проблему?
– Мы уже много лет работаем с имплантами ASTRA TECH Implant System и искренне считаем их лучшими. Более того, даже теперь, когда в связи с ростом курса доллара и евро «Астра» серьёзно подорожала, она остаётся для нас основной системой, и мы не думаем с ней расставаться. Однако в сложившейся экономической обстановке мы рассматриваем вопрос о введении дополнительной альтернативной системы.
Впрочем, в чём-то мы прекрасно справляемся и без импортной продукции. Так, я являюсь большим поклонником российского кетгута «Линтекс». На мой взгляд, это, пожалуй, лучший шовный материал в мире, и свой авторский Н-образный шов я выполняю именно им. На Западе кетгут мало распространён, а потому, выезжая за границу на конференции и семинары, я стараюсь его популяризировать. И надо заметить, что демонстрация успешного применения данного материала вызывает искреннее удивление и даже восторг публики.
Помимо этого мы уже давно используем в работе расходные материалы отечественного производства – перчатки, маски, спиртовые салфетки. Ведь зачем вкладывать деньги в зарубежный медпром, если отечественный товар ничем не уступает импортному? А выбирая российского производителя, мы делаем, пусть небольшой, но вклад в общее дело, в нашу экономику.
Любой успешный человек подтвердит, что не существует секрета успеха. Нельзя вдруг проснуться великим учёным или известным художником – мастерство есть результат кропотливого оттачивания граней профессионализма. Сергей Едранов, доктор медицинских наук, профессор, директор стоматологической клиники Dr. Edranov и руководитель одноимённого Учебного центра, – пример специалиста, который не только непрестанно развивается сам, но и охотно делится своими знаниями. Мы расспросили Сергея Сергеевича о трёхмодульном курсе, который прошёл на базе Учебного центра в 2016 году.
– Вы человек с твёрдой социальной позицией, публичная персона, директор клиники, учёный, автор книг, опытный лектор… Как вам удаётся всё это совмещать?
– Швейцарский нож известен своим безупречным качеством, абсолютной надёжностью и максимальной функциональностью. Помимо собственно клинка он оснащён отвёртками, шилом, кольцом для ключей, напильником, ножницами и ещё десятком других приспособлений. В нерабочем положении дополнительные инструменты спрятаны внутри его рукояти, и, когда это нужно, появляются вращением внутреннего шарнира. Так и в человеке могут совмещаться самые разные грани личности. Они не всегда видны, но неизменно присутствуют в нём.
– В чём секрет вашей впечатляющей эффективности?
– Думаю, в правильной расстановке приоритетов. Человек может найти время и силы на что угодно, было бы желание. Меня, как и всех, ограничивает количество часов в сутках, но границ для профессионального и личностного роста просто не должно существовать! Как любой творческий человек, настоящий профессионал должен развиваться всю свою жизнь, постепенно высекая из общей глыбы знаний свою скульптуру профессионализма. И чем эта глыба больше, тем работа будет объёмнее, значительнее, детальнее. Ведь из маленького камушка монумента не сделаешь.