Наряду с высокотехнологичными методами диагностики, применяемыми в современной стоматологии, обычный прицельный рентгеновский снимок не теряет своей актуальности. Его важность и значимость трудно переоценить: он не только позволяет врачу избежать погрешностей в постановке диагноза, дополняя и «уточняя» общую диагностическую картину, но и является надёжным, проверенным инструментом контроля качества стоматологического лечения на разных его этапах. О возможностях современной прицельной рентгенографии и о том, почему опасения некоторых пациентов перед этой процедурой совершенно беспочвенны, мы беседуем с доктором Едрановым.
Благодаря точной направленности рентгеновских лучей, радиовизиограф не только обеспечивает точность и чёткость изображений, но и отличается высоким уровнем радиационной безопасности.
– Сергей Сергеевич, что изменилось за почти два века с момента открытия рентгеновских лучей? В сегодняшней дентальной рентгенодиагностике используются они же?
– Да, это всё те же лучи, но кардинальным образом изменилось оборудование, которое их генерирует. Сегодня для проведения дентальной рентгенографии с целью диагностики стоматологических заболеваний, планирования и контроля лечения применяются цифровые радиовизиографы, которые создают плоскостное изображение – прицельный рентгеновский снимок, «выдающий» данные о коронковой, корневой частях зуба и тканях, окружающих его. Поэтому прицельная рентгенография показана при кариесе, пульпите, периостите, периодонтите, корневой кисте, пародонтите и гингивите, при травмах зуба, болевых симптомах.
– Многие пациенты переживают из-за вредности лучевой диагностики. Есть причины для волнения?
– Волноваться совершенно не о чем. Для получения «вредной» дозы, превышающей нормы, определённые ВОЗ и Минздравом, нужно сделать более пятиста снимков на цифровом аппарате за год, т.е. ежедневно проходить рентгенологическое исследование. Даже при сильно запущенных клинических ситуациях в ротовой полости такое количество абсурдно и невозможно. Это значит, что процедура диагностики на современном радиовизиографе является абсолютно безопасной для организма. В нашей клинике мы используем один из самых современных радиовизиографов. В сравнении с другими аппаратами этого вида, которые и так считаются самыми безопасными среди всего рентгенологического оборудования, его технические характеристики снижают лучевую нагрузку ещё на 30% и надёжно защищают соседние с исследуемой областью ткани даже от этого минимального лучевого воздействия.
Определяющую роль играет профессионализм врача, его умение видеть и правильно считывать информацию со снимка.
– Любой прицельный снимок можно «прочитать»?
– Нет, только соответствующий определённым критериям: достаточная контрастность, чтобы на снимке отличить ткани различной плотности друг от друга; соседние участки не должны быть наложены на исследуемую область; размер изображения должен максимально соответствовать действительному размеру зуба. Радиовизиограф, применяемый в нашей клинической практике обеспечивает полное соответствие указанным критериям. Но хочу отметить, что определяющую роль играет профессионализм врача, его умение видеть и правильно считывать информацию со снимка. Такое умение появляется при условии непрерывного совершенствования врачом своих профессиональных знаний, т.к. в клиническую практику постоянно внедряются новые методы диагностики и лечения, и все их необходимо досконально изучать. Только при таком условии врач сможет поставить достоверный диагноз и предоставить высокоэффективное лечение.
– Пришёл к хорошему доктору, он сделал один прицельный снимок – и этого достаточно?
– Для осуществления максимально эффективного лечебного процесса на разных его этапах нужно сделать не менее трёх прицельных снимков, отличающихся по своему целевому назначению. В первую очередь делается диагностическая рентгенограмма, которая необходима для оценки состояния тканей до начала каких-либо лечебных мероприятий. Снимок покажет патологии, которые невозможно определить «снаружи». Следующий этап – измерительная рентгенограмма, необходимая для контроля эффективности эндодонтических мероприятий (например, извлечение пульпы и санация каналов). Наконец, контрольная рентгенограмма проводится после окончания лечения, чтобы избежать возможных осложнений.
Для осуществления максимально эффективного лечебного процесса на разных его этапах нужно сделать не менее трёх прицельных рентгеновских снимков, отличающихся по своему целевому назначению.
– Безопасность, лёгкость процедуры, высокая точность диагностики благодаря возможностям радиовизиографа и профессионализму врача… Есть ли у прицельной рентгенографии недостатки?
– Пожалуй, только один, и то я бы назвал это не недостатком, а технической особенностью: прицельные рентгеновские снимки априори получаются малых размеров и визуально могут «охватывать» всего 2-3 зуба. Для исследования более обширной области зубного ряда мы используем ОПТГ – ортопантомограмму, позволяющую получить изображение всей зубочелюстной системы, или КТ – компьютерную томографию, которая составляет объемную модель зубочелюстной системы, позволяя детально изучить все имеющиеся дефекты. В своей клинической практике мы зачастую сочетаем все три метода, потому что только такой всеобъемлющий подход к диагностике, планированию лечения и его реализации позволяет нам увидеть всю клиническую картину целиком, а это значит, мы сможем максимально эффективно помочь пациентам.
*Прицельный рентгеновский снимок
По данным https://www.antiplagiat.ru/ уникальность текста на 16.04.2019г. – 97,53%.