Директор… Слово, в котором заключена сила, солидность и власть. Если говорить о Сергее Сергеевиче Едранове – докторе медицинских наук, профессоре, руководителе одноимённой клиники, слово «директор» обогащается целым спектром качеств. Те, кто сталкивался с доктором Едрановым по бизнесвопросам, говорят о неустанной и напряжённой работе мысли, непрерывном профессиональном росте, любви к работе, постоянном поиске самых продуктивных путей в клинической деятельности и бизнесе, твёрдой позиции и строгой справедливости в отношении к самому себе и подчинённым. Что значит быть руководителем одной из ведущих стоматологических клиник Дальнего Востока и резидентом Свободного Порта Владивосток? Спросим у директора клиники – доктора Едранова.
– Сергей Сергеевич, с чего всё начиналось?
– Со стресса. Нет лучшего трамплина, чем стресс. Когда ты не вписываешься в какую-то систему, потому что система хочет существовать протокольно, «в рамках», никуда не сворачивая, а ты хочешь улучшить её, оптимизировать, находить что-то более эффективное для её работы – она «выталкивает» тебя. Когда такое произошло со мной, у меня поменялось мировоззрение. Так я начал искать выход и… создал своё предприятие. Любые серьёзные перемены пугают, но я убежден, что только жёсткие и болезненные стрессы дают возможность для роста, которую нужно использовать. Необходимо аккумулировать все свои резервы и принять решение – идти вперёд. Главное – не останавливаться, потому что после остановки «запуститься» вновь крайне тяжело. Смог бы я создать клинику один? Конечно, нет. Я с благодарностью вспоминаю тех людей, которые были рядом, на разных этапах – каждый из них в нужный час сыграл определенную роль. Однако внутренний рост лидеру важно пройти самому. Можно ли сразу стать директором? Едва ли. Умение управлять людьми, предприятием оттачивается годами. Ещё на этапе формирования коллектива, достаточно быстро пришло понимание основного принципа руководителя: не нужно стремиться быть шефом над кем-то, нужно быть шефом самому себе. Я иду вперед и не останавливаюсь, полностью посвящаю себя работе и требую того же от сотрудников. Я привык предъявлять к себе и своей работе высокие требования и поэтому стал достаточно жёстким директором.
– Известно всем – без фундамента дом не выстроить. Что является вашим «фундаментом», фундаментом Доктора Едранова, и что клиника значит для вас?
– Знания – это мой фундамент. Клиника – это «дом», который выстроен на знаниях, это «точка опоры», путь к стабильности, важное условие независимости, спокойствия, уверенности и концентрации на работе. Пациент, его здоровье, его отзывы – это жизнь «дома», который я построил на своих фундаментальных знаниях. Практическая врачебная деятельность для меня на первом месте, а бизнес, собственная клиника – это существенное дополнение, дающее свободу в практике. Как практикующий врач и как директор, сегодня я стараюсь быть лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Я требую оптимизировать и рационализировать любой клинический процесс, действовать оперативно, подходить индивидуально к каждому пациенту, ведь качественная клиническая услуга – это не только высокие технологии, но и, своего рода, дизайнерский, новаторский подход к каждому клиническому случаю. Эти требования относятся ко всем сотрудникам, но в первую очередь – это мои требования по отношению к себе как руководителю и владельцу бизнеса. Только при таких условиях стоматология становится высокоэффективной. Директор – это стены дома, задающие тон и настроение всему коллективу, ответственность которого охватывает всю «жизнь» клиники, потому что без этого не будет бизнеса.
– Не секрет, что услуги, оказываемые клиникой Dr.Edranov, стоят дорого. Это ваша принципиальная позиция? Если нет – можно ли снизить планку?
– Да, действительно, позиция в ценообразовании совершенно чёткая и устойчивая, потому что качественная услуга не может стоить дёшево. Качественной она становится тогда, когда предприятие зарабатывает. Бизнес ради бизнеса – это существование. Только зарабатывая, клиника может развиваться – приобретать новейшее высокоэффективное оборудование, технологии, материалы, вкладывать в знания врачебного коллектива и, как следствие, оказывать услуги на высоком уровне. Именно с этой целью и был реализован проект «Профессорская клиника Едранова» в качестве резидента свободного порта Владивосток по соглашению с АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Более 11 млн. было инвестировано в новейшее оборудование, и всё это – на благо наших пациентов в первую очередь. Теперь представьте, что будет, если мы начнём снижать цены? Это позволит держаться на плаву, но средств для развития и самообразования не будет. Поэтому мы не снижаем цены, но применяем гибкую систему поощрений в качестве некой компенсации и одновременно благодарности клиенту за его выбор.
– Сложно ли ежедневно быть одновременно практикующим врачом и директором клиники?
– Сложно, но тем и интересно. Совмещение двух огромных пластов деятельности означает для меня находиться в тренде, «в духе времени», отвечать стремительно меняющимся и растущим потребностям клиентов. Это, в свою очередь, означает работать больше всех своих подчинённых, выходить далеко за рамки понятия «рабочий день» и при любых обстоятельствах оставаться неустанно работающим мозговым центром, и «пультом управления». Да, я бываю строг, но это часть управленческого процесса, без которого невозможно представить целостность, гармонию и развитие предприятия. Нужно уметь принимать нестандартные профессиональные решения, быть мастером своего дела, психологом и даже отчасти артистом. Руководить стоматологической клиникой и одновременно быть в ней врачом – это творчество: и в отношении пациентов, и в отношении развития персонала. Это ежедневная работа, ежедневный труд – без права на отдых и передышку. Почему? Немного изменю слова Бернеса: потому что я «просто работаю директором»…
Но это далеко не все грани доктора, ведь есть еще наука и образование. Об этом мы поговорим с Сергеем Сергеевичем Едрановым в следующем интервью.