Путешествуя по северу Италии, Сергей Едранов, доктор медицинских наук и директор стоматологической клиники «Dr. Edranov», прибыл в город Комо. Здесь, на берегах одноимённого озера, он получил возможность, подобно русским художникам прошлых столетий, поучиться у мастера с мировым именем и познать философию живописи применительно к врачебной практике.
Прибытие в Комо
– Новой точкой на моей собственной карте путешествий стал городок Комо, расположенный на берегу одноимённого озера на севере Италии, – рассказывает Сергей Едранов. – Этот водоём является третьим по величине в стране и одним из самых глубоких озёр во всей Европе. По его зелёным берегам, вдоль длинных и широких рукавов, рассыпаны многочисленные городки и деревеньки – маленькие, тихие, живописные.
Сойдя с катера и прогуливаясь по причалу, я видел, как тягучие молочные облака, медленно переваливаясь через зелёные холмы, ложатся на водную гладь – зрелище, достойное полотна великого художника. Кстати, озеро Комо упоминается у древнегреческих авторов под именем Ларио. Корень этого слова, имеющего долатинское происхождение, означает «углублённое место». И очень символично, что именно здесь нам представилась возможность углубить свои знания по синус-лифтингу.
Обучаясь у итальянского мастера
В Комо нам предстояло прослушать курс у Тициано Тестори – эксперта по стоматологической и имплантологической хирургии, автора и соавтора более 150 научных и клинических публикаций в международных медицинских изданиях.
В Италии повсюду царит дух творчества, истории, мощнейшего культурного наследия. А потому нельзя было не заметить, что профессор носит то же имя, что и Тициано Вечеллио, или просто Тициан, – знаменитый итальянский живописец, портретист эпохи Возрождения. В это время едва ли не каждый художник стремился воспеть на своих полотнах красоту и величие человека. Однако сколько бы портретов ни было написано, мастера вновь и вновь обращались к этой неисчерпаемой теме.
Так и в нашей ежедневной практике. Хотя поднятие пазухи является одной из самых протоколированных процедур в стоматологии, оно не перестаёт вызывать интерес даже у самых продвинутых специалистов в этой области. Конечно же, настоящий профессионал никогда не упустит возможности углубить свои знания по тому или иному вопросу.
Так, на обучающем курсе присутствовал ещё один уважаемый доктор – Марко Эспозито. Этот известный учёный является доцентом по биоматериалам в академии при университете Гетеборга, а также редактором пяти журналов по имплантологии, в том числе Европейского имплантологического журнала (EJOI). Впрочем, были и те, кто посчитал курс по синус-лифтингу недостаточно важным: двое моих коллег прогуляли 80 % времени обучения. А напрасно, ведь курс оказался чрезвычайно интересным и познавательным.
Прогулки в Белладжо
После завершения курса у нас осталось немного времени для прогулок, и мы отправились на катере через озеро Комо в городок Белладжо. Сойдя на причал, мы пошли вдоль берега, а затем углубились в узкие переулки. Столики на террасе одного из ресторанов были усыпаны листьями и залиты дождевой водой. Видимо, совсем недавно бушевал ливень, и погода ещё не успела полностью восстановиться – небо застилала плотная влажная дымка.
Яркая вывеска гласила: «Baba Yaga, steak house & pizza»*. Значит, здесь обосновались и наши соотечественники. Выходит, есть что-то в этой стране, что притягивает сюда, как магнитом, загадочную русскую душу и даёт стимул к своему собственному маленькому возрождению: для одних это новый дом и дело жизни, для других – новые знания.
Эпилог
Покидая север Италии, я думал о том, что разумное использование возможностей, которые предлагает нам жизнь, определяет наш дальнейший успех, а может быть, и всю жизнь. Нельзя пренебрегать ничем, что может помочь нам познать новые нюансы, углубить понимание процесса – это и отличает выдающегося человека от всех прочих. На эпоху Возрождения пришлось творчество многих портретистов, однако именно Тициана признали лучшим в Венеции. В один ряд с Леонардо да Винчи и Рафаэлем его поставили тонкие, эмоционально-психологические, детализированные образы.
Особым приёмом в живописи Тициана стало импасто – очень густая, сочная накладка красок, которая усиливает трёхмерный эффект. Нанеся один слой, он отворачивал холст к стене, чтобы затем вернуться, взглянуть на него свежим взглядом, добавить новые элементы и вновь отвернуть от себя работу. И каждый следующий мазок краски придавал портрету объёма, силы и жизни, подобно тому, как с каждым новым возрождением к обучению мы делаем свою картину познания более полной, проработанной и глубокой